|
История гитары
История возникновения гитары достоверно неизвестна. Прототипом гитары является являются древнейшие музыкальные инструменты: ассиро-вавилонская кефара и египетская кифара.
Есть придание что кифара была спущена с горы кифарон и подарена людям богами для проведения ритуалов.
Самые ранние свидетельства дошедшие до нас это скульптурные изображения Месопотамии, которые относятся примерно ко 2 тысячелетию до н. э. В них мы видим инструменты с не большим корпусом из тыквы и иногда из панциря черепахи.
Переломным моментом в истории развития инструмента стало появление резонаторного корпуса состоящего из трех частей: деки, верхней деки и двух обечаек, которые их соединяют. Это III – IV н.э. В Китае появляется инструменты юаня и юкина. С этого момента инструменты схожие с современной гитарой широко распространяются на востоке. Изображение одного из таких инструментов можно встретить в монастыре Этарма, в Узбекистане.
Недостаток информации и её разрозненность не дают нам точно определить какова же в действительности история гитары. Но вероятнее всего она родилась на на Среднем Востоке и оттуда распространилась по Азии и Европе.
Важная роль в истории развития принадлежит Египту. Здесь ,начиная с IX века, лютня называется китарой. Очевидно родства китары и испанских музыкальных инструментов.
Распространению лютни, кифары по территории южной Европы и северной Африки помогли экономические и культурные связи.
Звук извлекали на кифаре тремя способами:
- Щипком
- Бряцаньем (удары по струнам кистью руки – разгиадо)
- При помощи специальных приспособлений (Плектр, медиатор)
Все эти виды звукоизвлечения дошли до наших дней. Щипок стал основой классической гитары. Бряцанье (разгиадо) чаще всего народная манера игры. Медиатором играют на электрогитаре.
В средневековье также как и в античности, тяжело точно проследить историю развития гитары. В основном информация черпается из изображений. Особенно интересны испанские манускрипты. Не смотря на то, что большинство художников лишь перерисовывали уже готовые изображения, были и мастера рисовавшие инструменты распространенные среди их современников. Это помогает нам сделать выводы о строении инструментов и примерном времени и месте их появления.
Начиная с X века, струнные инструменты изображают довольно часто. Благодаря этому мы можем немного точнее проследить появление и развитие струнных инструментов. Из этих изображений мы видим, что инструменты содержат в себе черты, которые позднее – в эпоху ренессанса, «будут разделены» между виолой, виуэлой и гитарой. Пальцами, смычком и плектром станут играть на определённых инструментах, которые со временем меняли форму для совершенствования и удобства конструкции. Это приводит к окончательному формированию струнных инструментов.
Начиная с середины XIII мы получаем более точные сведения развитии гитары и её роли. Важные документы относятся к Испании. Множеством миниатюр украшались рукописи(«Кантиги Святой Марии»),собрания миниатюр и поэм.
Эпоха возрождения.
Примерно в XV веке гитара принимает вид, близкий к современному. Вначале на гитару устанавливалось пять струн. Настраивались струны по квартам ( как на лютне). Позже гитара приобрела шестую струну и обрела окончательную форму.
XVI век – первый золотой век гитары. Гитара существенно преобразовывается и теперь занимает почётное первое место, опередив виолу и лютню. Очень быстро гитара завоёвывает западную Европу , Англию, Италию.
XVII век знаменателен тем, что гитары этого периода дошли до нас.
Период с конца XVIII до середины XIX веков в истории осталася как эпоха расцвета классической гитары.
Такие великие гитариста как М. Джулиани, М. Каркаси, Ф. Сор, К. Каркаси, Д. Агуадо, раскрыли возможности мелодические и гармонические свойства гитары. Все они занимались преподаванием, писали методические пособия, сборники упражнений. Благодаря возросшим техническим и музыкальным возможностям гитара «захватывает» всю Европу.
Гитара в руках умелого музыканта звучала как мини-оркестр. Сочетая новые достижения и народные приёмы композиторы-гитаристы создавали гениальные произведения, ставшие в последствии образцами классической гитарной школы.
В России огромное распространение и популярность получила семиструнная гитара. Настраивали её чаще всего по терциям. Среди гитаристов, игравших на семиструнной гитаре, следует отметить М. Высотского, М. Соколовского, Н. Макарова. Техника игры на семиструнной и шестиструнной гитарах очень схожи, единственная проблема – терцовый строй неудобен для исполнения полифонических мелодий.
Во второй половине XIX века интерес к гитаре падает. Исключением является Англия, в которой гитара всё ещё пользуется успехом. В остальной части Европы гитару вытесняет фортепьяно.
В начале XX века вновь начинается расцвет гитары. В этом периоде стоит отметить Ф. Таррегу, М. Льобет, А. Сеговию и др. Их творчество эталоном, наивысшим достижением классической гитары. Их технические возможности позволяли им исполнять очень сложные произведения, в больших залах, без усиления звука. Это было возможно благодаря ногтевому способу звукоизвлечения, который в настоящее время получил очень широкое распространение. Благодаря этим гитаристам гитара обрела статус концертного инструмента и заняла достойное место в ряду классических инструментов.
Развитие гитары продолжается и в наши дни. На акустическую гитару можно установить звукосниматели, наложить различные эффекты, что значительно расширяет возможности инструмента. Вопрос о громкости инструмента естественно снимается.
Также имеют место новые конструкторские решения. Например ГРАН- гитара (Гитара Русская Акустическая Новая). Разработали её Владимир Устинов и Анатолий Ольшанский. На гитаре установлены шесть нейлоновых и шесть железных струн, установленных на разных уровнях. Благодаря этому появляется возможность играть или только на верхних нейлоновых струнах или сразу на всех двенадцати, что существенно расширяет красочность исполняемой музыки. Таких гитар очень мало – на западе такие гитаристы как Пол Маккартни, Карлос Сантана. В России на ГРАН – гитаре играют Т. Косарева, В. Мельниченко и д.р.
История на этом не заканчивается.В ней будет ещё множество самых разнообразных событий.
Назад...
|
|