|
ТЕМА 1. Большие и малые трезвучия. Четырёхголосный склад.
Трезвучием называется аккорд, который состоит из трёх звуков. Его соседние по высоте звуки образуют интервалы терции, а крайние квинты.
1. Определение
Трезвучие, состоящее из большой и малой терции или большёй терции и чистой квинты (что одно и тоже) от нижнего (основного) звука, называется БОЛЬШИМ или МАЖОРНЫМ.
Трезвучие, состоящее соответственно из МАЛОЙ и БОЛЬШОЙ терции или из малой терции и чистой квинты, называется МАЛЫМ или МИНОРНЫМ.
2. Четырёхголосие
В музыкальных произведениях трезвучия довольно редко применяются в трёхголосном изложении, то есть в виде сочетаний из трёх звуков. Значительно чаще изложение ЧЕТЫРЁХГОЛОСНОЕ, уже давно установившееся в качестве нормы.
Четырёхголосие естественно связано с подразделением человеческих голосов на ЧЕТЫРЕ вида: СОПРАНО, АЛЬТ, ТЕНОР и БАС.
Эти названия голосов, характерные для хора, условно сохраняются и в инструментальной музыке, причём верхний голос принято называть МЕЛОДИЕЙ.
3.Удвоение в трезвучиях
Четырёхголосное изложение трезвучий образуется от УДВОЕНИЯ одного из звуков трезвучия, как правило, – основного. ( о других случаях удвоения я расскажу позже )
Под удвоением надо понимать как сам факт использования одного из звуков аккорда в двух голосах, так и удвоенный звук.
Удвоенный звук может находиться в любом из трёх верхних голосов.
4. Мелодическое положение трезвучия
Наличие в мелодии ( в верхнем голосе) определённого звука, говорит о МЕЛОДИЧЕСКОМ ПОЛОЖЕНИИ этого аккорда.
Трезвучие может быть изложено в трёх мелодических положениях: ОСНОВНОГО ЗВУКА, ТЕРЦИИ или КВИНТЫ.
5. Расположение трезвучия
Трезвучие может быть расположено ТЕСНО или ШИРОКО.
При ТЕСНОМ расположении все три верхних голоса ( альт, тенор, сопрано ) отстают друг от друга на ТЕРЦИЮ или КВАРТУ.
При ШИРОКОМ расположении эти голоса отстают на квинту, сексту или октаву.
БАС при любом расположении трезвучия ( тесном, широком ) может находится от ТЕНОРА на расстоянии от УНИСОНА ДО ДВУХ ОКТАВ ( иногда и больше ).
6. Перекрещивание голосов
На практике важно следить – Чтобы как в тесном, так и в широком расположении нельзя допускать ПЕРЕКРЕЩИВАНИЕ ГОЛОСОВ: т.е. случаи, когда ТЕНОР оказывается выше АЛЬТА, БАС выше тенора, АЛЬТ выше СОПРАНО.
Назад...
|
|