Ф  А  -  Д  И  Е  С Ф  А  -  Д  И  Е  С
Г  Л  А  В  Н  А  Я
Г  И  Т  А  Р  А
В  Е  Л  И  К  И  Е
Т  Е  О  Р  И  Я
П  Р  А  К  Т  И  К  А
О    З  В  У  К  Е
А  К  К  О  Р  Д  Ы
Ф  О  Р  У  М

ТЕМА 1. Большие и малые трезвучия. Четырёхголосный склад.


Трезвучием называется аккорд, который состоит из трёх звуков. Его соседние по высоте звуки образуют интервалы терции, а крайние квинты.

1. Определение


Трезвучие, состоящее из большой и малой терции или большёй терции и чистой квинты (что одно и тоже) от нижнего (основного) звука, называется БОЛЬШИМ или МАЖОРНЫМ. Трезвучие, состоящее соответственно из МАЛОЙ и БОЛЬШОЙ терции или из малой терции и чистой квинты, называется МАЛЫМ или МИНОРНЫМ.

Трезвучия
2. Четырёхголосие


В музыкальных произведениях трезвучия довольно редко применяются в трёхголосном изложении, то есть в виде сочетаний из трёх звуков. Значительно чаще изложение ЧЕТЫРЁХГОЛОСНОЕ, уже давно установившееся в качестве нормы. Четырёхголосие естественно связано с подразделением человеческих голосов на ЧЕТЫРЕ вида: СОПРАНО, АЛЬТ, ТЕНОР и БАС. Эти названия голосов, характерные для хора, условно сохраняются и в инструментальной музыке, причём верхний голос принято называть МЕЛОДИЕЙ.

3.Удвоение в трезвучиях


Четырёхголосное изложение трезвучий образуется от УДВОЕНИЯ одного из звуков трезвучия, как правило, – основного. ( о других случаях удвоения я расскажу позже ) Под удвоением надо понимать как сам факт использования одного из звуков аккорда в двух голосах, так и удвоенный звук. Удвоенный звук может находиться в любом из трёх верхних голосов.

4. Мелодическое положение трезвучия


Наличие в мелодии ( в верхнем голосе) определённого звука, говорит о МЕЛОДИЧЕСКОМ ПОЛОЖЕНИИ этого аккорда. Трезвучие может быть изложено в трёх мелодических положениях: ОСНОВНОГО ЗВУКА, ТЕРЦИИ или КВИНТЫ.

Мелодическое положение трезвучия

5. Расположение трезвучия


Трезвучие может быть расположено ТЕСНО или ШИРОКО. При ТЕСНОМ расположении все три верхних голоса ( альт, тенор, сопрано ) отстают друг от друга на ТЕРЦИЮ или КВАРТУ. При ШИРОКОМ расположении эти голоса отстают на квинту, сексту или октаву. БАС при любом расположении трезвучия ( тесном, широком ) может находится от ТЕНОРА на расстоянии от УНИСОНА ДО ДВУХ ОКТАВ ( иногда и больше ).

Расположение трезвучия

6. Перекрещивание голосов


На практике важно следить – Чтобы как в тесном, так и в широком расположении нельзя допускать ПЕРЕКРЕЩИВАНИЕ ГОЛОСОВ: т.е. случаи, когда ТЕНОР оказывается выше АЛЬТА, БАС выше тенора, АЛЬТ выше СОПРАНО.




Назад...


Главная     Гитара     Великие     Теория     Практика     О звуке     Ноты     Форум    
Hosted by uCoz