|
ТЕМА 2. Функциональная система главных трезвучий.
1. Лад
С точки зрения гармонии лад это система взаимоотношения аккордов, которые объединены тяготением к тоническому трезвучию. Имеются ввиду как мелодико-интервальные связи одного голоса, так и связи между всеми аккордами в целом.
2. Ладовая функция
ЛАДОВОЙ ФУНКЦИЕЙ или просто ФУНКЦИЕЙ называется связь звука ( аккорда ) с другими звуками ( аккордами ). Эта связь выражается не только в постоянстве интервальных соотношений между элементами – звуками или аккордами, но и в сочетании напряжений и спадов ( разрешений ), свойственных последовательностям звуков и аккордов.
3. Функциональность
СООТНОШЕНИЯ НАПРЯЖЕНИЙ И РАЗРЯДОВ, СВОЙСТВЕННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯМ ФУНКЦИЙ, НАЗЫВАЕТСЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬЮ. Основа функциональности – контраст функций, особенно тоники по отношению к другим, не тоническим гармониям лада.
Теория гармонии, которая основана на учении о ладовых функциях, называется ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ТЕОРИЕЙ. В настоящее время данная точка зрения наиболее распространена в гармонии.
4. Функциональная система главных трезвучий
Трезвучие, построенное на I ступени гаммы, т.е. на тонике, называется ТОНИЧЕСКИМ или ТОНИКОЙ. Это трезвучие в многоголосной музыке является основной опорой лада, так как в определённых мелодических, ритмических и метрических условиях тоника выражает устойчивость, завершённость, которые необходимы для окончания.
Тоническое трезвучие в мажоре обозначается буквой - T, а в миноре - t.
Трезвучие, построенное на V ступени, называется ДОМИНАНТОВЫМ ТРЕЗВУЧИЕМ или доминантой. Обозначается буквой D.
Трезвучие, построенное на IV ступени, называется СУБДОМИНАНТОВЫМ ТРЕЗВУЧИЕМ или субдоминантой. Обозначается буквой S.
В гармоническом миноре эти трезвучия обозначаются – t, s ( как малые или минорные ), и D (как большое и мажорное ) :
Натуральный мажор – T, S, D.
Гармонический минор – t, s, D.
Доминантовое и субдоминантовое трезвучия являются самыми обычными и существенными представителями ладовой неустойчивости, создающей незавершённость музыкальной мысли.
Тоника, субдоминанта и доминанта называются главными трезвучиями, потому, что они отражают ЛАДОВЫЙ характер звучания: в натуральном мажоре все они большие ( мажорные ), а в натуральном миноре – малые ( минорные ).
Система их взаимоотношений является основой.
5. Последовательность или оборот. Формулы оборотов
Логичная последовательность нескольких аккордов образует ГАРМОНИЧЕСКИЙ ОБОРОТ.
Простейшие последовательности и их логика основаны на том, что после тонического трезвучия вводится одна или несколько неустойчивых гармоний, образующих известное напряжение, разрешение которого совершается с появлением тоники.
- T – устойчивость
- не – T – не устойчивость
- T – разрешение, снова устойчивость
1. Если после тоники идёт доминанта, то логичным и простым является разрешение её в тонику: T – D – T.
2. Если после тоники стоит доминанта, то после неё чаще всего идёт доминанта и лишь после тоника: T – S – D – T.
• При этом возвращение в тонику отдаляется, более долго сохраняется неустойчивость.
• Образуется столкновение двух противоположенных и неустойчивых функций S и D, который обязательно должен быть разрешен возвращением в тонику.
• Затрагиваются все основные функции лада – он выделяется более ярко, всесторонне.
3. Часто субдоминанта переходит непосредственно в тонику S – T – S ( но чаще в тонику разрешается D )
Основная и самая простая схема гармонического развития выглядит так:
T – S – D – T .
6. Названия оборотов
Обороты, в которые входит ТОНИКА и ДОМИНАНТА называют – АВТЕНТИЧЕСКИМИ:
T – D
D – T
T – D – T
D – T – D
T – D – D – T
Обороты, в которые входит ТОНИКА и СУБДОМИНАНТА называют – АВТЕНТИЧЕСКИМИ:
T - S
T – S – T
S – T
S – T – S
Обороты, включающие в себя все три функции аккордов называют ПОЛНЫМИ:
T – S – D – T
D – T – S – D – T
Назад...
|
|