Ф  А  -  Д  И  Е  С Ф  А  -  Д  И  Е  С
Г  Л  А  В  Н  А  Я
Г  И  Т  А  Р  А
В  Е  Л  И  К  И  Е
Т  Е  О  Р  И  Я
П  Р  А  К  Т  И  К  А
О    З  В  У  К  Е
А  К  К  О  Р  Д  Ы
Ф  О  Р  У  М

ТЕМА 2. Функциональная система главных трезвучий.


1. Лад



С точки зрения гармонии лад это система взаимоотношения аккордов, которые объединены тяготением к тоническому трезвучию. Имеются ввиду как мелодико-интервальные связи одного голоса, так и связи между всеми аккордами в целом.



2. Ладовая функция



ЛАДОВОЙ ФУНКЦИЕЙ или просто ФУНКЦИЕЙ называется связь звука ( аккорда ) с другими звуками ( аккордами ). Эта связь выражается не только в постоянстве интервальных соотношений между элементами – звуками или аккордами, но и в сочетании напряжений и спадов ( разрешений ), свойственных последовательностям звуков и аккордов.



3. Функциональность



СООТНОШЕНИЯ НАПРЯЖЕНИЙ И РАЗРЯДОВ, СВОЙСТВЕННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯМ ФУНКЦИЙ, НАЗЫВАЕТСЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬЮ. Основа функциональности – контраст функций, особенно тоники по отношению к другим, не тоническим гармониям лада. Теория гармонии, которая основана на учении о ладовых функциях, называется ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ТЕОРИЕЙ. В настоящее время данная точка зрения наиболее распространена в гармонии.



4. Функциональная система главных трезвучий



Трезвучие, построенное на I ступени гаммы, т.е. на тонике, называется ТОНИЧЕСКИМ или ТОНИКОЙ. Это трезвучие в многоголосной музыке является основной опорой лада, так как в определённых мелодических, ритмических и метрических условиях тоника выражает устойчивость, завершённость, которые необходимы для окончания. Тоническое трезвучие в мажоре обозначается буквой - T, а в миноре - t. Трезвучие, построенное на V ступени, называется ДОМИНАНТОВЫМ ТРЕЗВУЧИЕМ или доминантой. Обозначается буквой D. Трезвучие, построенное на IV ступени, называется СУБДОМИНАНТОВЫМ ТРЕЗВУЧИЕМ или субдоминантой. Обозначается буквой S. В гармоническом миноре эти трезвучия обозначаются – t, s ( как малые или минорные ), и D (как большое и мажорное ) : Натуральный мажор – T, S, D. Гармонический минор – t, s, D. Доминантовое и субдоминантовое трезвучия являются самыми обычными и существенными представителями ладовой неустойчивости, создающей незавершённость музыкальной мысли. Тоника, субдоминанта и доминанта называются главными трезвучиями, потому, что они отражают ЛАДОВЫЙ характер звучания: в натуральном мажоре все они большие ( мажорные ), а в натуральном миноре – малые ( минорные ). Система их взаимоотношений является основой.



5. Последовательность или оборот. Формулы оборотов



Логичная последовательность нескольких аккордов образует ГАРМОНИЧЕСКИЙ ОБОРОТ. Простейшие последовательности и их логика основаны на том, что после тонического трезвучия вводится одна или несколько неустойчивых гармоний, образующих известное напряжение, разрешение которого совершается с появлением тоники. - T – устойчивость - не – T – не устойчивость - T – разрешение, снова устойчивость

1. Если после тоники идёт доминанта, то логичным и простым является разрешение её в тонику:
T – D – T.
2. Если после тоники стоит доминанта, то после неё чаще всего идёт доминанта и лишь после тоника:
T – S – D – T.

• При этом возвращение в тонику отдаляется, более долго сохраняется неустойчивость.
• Образуется столкновение двух противоположенных и неустойчивых функций S и D, который обязательно должен быть разрешен возвращением в тонику.
• Затрагиваются все основные функции лада – он выделяется более ярко, всесторонне.
3. Часто субдоминанта переходит непосредственно в тонику S – T – S ( но чаще в тонику разрешается D )

Основная и самая простая схема гармонического развития выглядит так:
T – S – D – T .



6. Названия оборотов



Обороты, в которые входит ТОНИКА и ДОМИНАНТА называют – АВТЕНТИЧЕСКИМИ:

T – D
D – T
T – D – T
D – T – D
T – D – D – T


Обороты, в которые входит ТОНИКА и СУБДОМИНАНТА называют – АВТЕНТИЧЕСКИМИ:

T - S
T – S – T
S – T
S – T – S

Обороты, включающие в себя все три функции аккордов называют ПОЛНЫМИ:

T – S – D – T
D – T – S – D – T




Назад...


Главная     Гитара     Великие     Теория     Практика     О звуке     Ноты     Форум    
Hosted by uCoz