Ф  А  -  Д  И  Е  С Ф  А  -  Д  И  Е  С
Г  Л  А  В  Н  А  Я
Г  И  Т  А  Р  А
В  Е  Л  И  К  И  Е
Т  Е  О  Р  И  Я
П  Р  А  К  Т  И  К  А
О    З  В  У  К  Е
А  К  К  О  Р  Д  Ы
Ф  О  Р  У  М

ТЕМА 24. Менее употребительные аккорды доминантовой группы


А. Секстаккорд уменьшенного трезвучия
( VII ступени DVII6 )




1.Предварительные сведения

Уменьшенное трезвучие DVII чаще сего применяется в виде секстаккорда. DVII6 по звучанию очень напоминает D4/3 ( доминантовый терц-квартаккорд ), но отличается от него отсутствием основного звука доминанты.



2. Удвоение

В DVII6 удваивается чаще всего басовый звук, т.е. терция, реже квинта. Основной звук не удваивается.

DVII6 применяется в качестве проходящего между T и T6, примерно в тех же условиях, что и проходящий D6/4.

Кроме того, если какой-нибудь из верхних голосов ( чаще всего сопрано ) движется от терции субдоминантового трезвучия ( VI ступень гаммы ) через вводный звук к тонике ( VI – VII – I ), то правильное соединение S с D затруднительно из-за восходящего движения этого голоса.

В таком мелодическом обороте D3 заменяется вводным секстаккордом ( DVII6 ).

В миноре перед DVII6 лучше брать МАЖОРНУЮ субдоминанту ( мелодический минор ), чтобы избежать хода на увеличенную секунду между субдоминантовой терцией и вводным звуком.






Б. Трезвучие III ступени мажора ( DTIII )


4. Предварительные сведения

В зарубежной классической музыке трезвучие DTIII встречается редко, из-за недостаточной функциональной определённости ( двойственности, вызываемой наличием в этом аккорде, наряду с вводным звуком, также тонической терции ). В русской и славянской музыке DTIII применяется чаще.

Двойственность аккорда DTIII уменьшает напряжённость тяготения его квинты и позволяет использовать после этого аккорда S ( как после тоники ).




5. Применение трезвучия DTIII

Наиболее характерно движение трезвучия DTIII для гармонизации VII ступени гаммы, идущей на ступень в низ ( СИ – Ля в До-мажоре ). Аккорду DTIII предшествует основное тоническое трезвучие или TSVI. После аккорда DTIII обычно следует основное субдоминантовое трезвучие, реже TSVI.

В русской классической музыке DTIII часто применяется в роли доминанты натурального параллельного минора с разрешением в TSVI или в T.




В. Доминанта с секстой



6. Предварительные сведения



В основном доминантовом трезвучии мажора или минора, квинта может быть заменена секстой ( считая от баса ), при оставлении прежнего удвоения басового звука. ( в C-dur G – H – E вместо G – B – D).

Это созвучие располагается по терциям от III ступени гаммы, то есть является как бы секстаккордом DTIII.

Секста, заменяющая квинту, помещается почти всегда в верхнем голосе ( условия голосоведения ).

В основном доминатсептаккорде ( реже с D6/5 и D2 ) возможна такая же замена квинты секстой, тоже, как правило, в верхнем голосе. От такой замены получается созвучие, не располагающееся по терциям.




7. Условия применения доминанты с секстой



Замена в доминанте квинты секстой особенно характерна для каденции. После субдоминантовой и тонической гармонии или K6/4 доминанта может вступить прямо с секстой, которая затем разрешается в квинту, как задержание.

В этом случае доминанта с секстой как бы заменяет K6/4 ( а после самого K6/4 повторяет его с разрешённой квартой и задержанной ещё секстой )

Доминанта может вступить в виде трезвучия или септаккорда, квинта которого на фоне выдержанного или повторяемого аккорда переходит затем в сексту. В таком обороте секста служит как бы подъёмом к следующей затем, тонической гармонии ( T, TSVI ).

Доминанта с секстой может непосредственно разрешаться в T и TSVI, - без предварительного разрешения сексты в квинту. Секста ( III ст. ) ведётся на терцию в низ (в I Вт. ) или остаётся на месте. Изредка она идёт на терцию вверх ( в тоническую квинту ).




Назад...


Главная     Гитара     Великие     Теория     Практика     О звуке     Ноты     Форум    
Hosted by uCoz