|
ТЕМА 24. Менее употребительные аккорды доминантовой группы
А. Секстаккорд уменьшенного трезвучия ( VII ступени DVII6 )
1.Предварительные сведения
Уменьшенное трезвучие DVII чаще сего применяется в виде секстаккорда.
DVII6 по звучанию очень напоминает D4/3 ( доминантовый терц-квартаккорд ), но отличается от него отсутствием основного звука доминанты.
2. Удвоение
В DVII6 удваивается чаще всего басовый звук, т.е. терция, реже квинта. Основной звук не удваивается.
DVII6 применяется в качестве проходящего между T и T6, примерно в тех же условиях, что и проходящий D6/4.
Кроме того, если какой-нибудь из верхних голосов ( чаще всего сопрано ) движется от терции субдоминантового трезвучия ( VI ступень гаммы ) через вводный звук к тонике ( VI – VII – I ), то правильное соединение S с D затруднительно из-за восходящего движения этого голоса.
В таком мелодическом обороте D3 заменяется вводным секстаккордом ( DVII6 ).
В миноре перед DVII6 лучше брать МАЖОРНУЮ субдоминанту ( мелодический минор ), чтобы избежать хода на увеличенную секунду между субдоминантовой терцией и вводным звуком.
Б. Трезвучие III ступени мажора ( DTIII )
4. Предварительные сведения
В зарубежной классической музыке трезвучие DTIII встречается редко, из-за недостаточной функциональной определённости ( двойственности, вызываемой наличием в этом аккорде, наряду с вводным звуком, также тонической терции ). В русской и славянской музыке DTIII применяется чаще.
Двойственность аккорда DTIII уменьшает напряжённость тяготения его квинты и позволяет использовать после этого аккорда S ( как после тоники ).
5. Применение трезвучия DTIII
Наиболее характерно движение трезвучия DTIII для гармонизации VII ступени гаммы, идущей на ступень в низ ( СИ – Ля в До-мажоре ). Аккорду DTIII предшествует основное тоническое трезвучие или TSVI. После аккорда DTIII обычно следует основное субдоминантовое трезвучие, реже TSVI.
В русской классической музыке DTIII часто применяется в роли доминанты натурального параллельного минора с разрешением в TSVI или в T.
В. Доминанта с секстой
6. Предварительные сведения
В основном доминантовом трезвучии мажора или минора, квинта может быть заменена секстой ( считая от баса ), при оставлении прежнего удвоения басового звука. ( в C-dur G – H – E вместо G – B – D).
Это созвучие располагается по терциям от III ступени гаммы, то есть является как бы секстаккордом DTIII.
Секста, заменяющая квинту, помещается почти всегда в верхнем голосе ( условия голосоведения ).
В основном доминатсептаккорде ( реже с D6/5 и D2 ) возможна такая же замена квинты секстой, тоже, как правило, в верхнем голосе. От такой замены получается созвучие, не располагающееся по терциям.
7. Условия применения доминанты с секстой
Замена в доминанте квинты секстой особенно характерна для каденции. После субдоминантовой и тонической гармонии или K6/4 доминанта может вступить прямо с секстой, которая затем разрешается в квинту, как задержание.
В этом случае доминанта с секстой как бы заменяет K6/4 ( а после самого K6/4 повторяет его с разрешённой квартой и задержанной ещё секстой )
Доминанта может вступить в виде трезвучия или септаккорда, квинта которого на фоне выдержанного или повторяемого аккорда переходит затем в сексту. В таком обороте секста служит как бы подъёмом к следующей затем, тонической гармонии ( T, TSVI ).
Доминанта с секстой может непосредственно разрешаться в T и TSVI, - без предварительного разрешения сексты в квинту. Секста ( III ст. ) ведётся на терцию в низ (в I Вт. ) или остаётся на месте. Изредка она идёт на терцию вверх ( в тоническую квинту ).
Назад...
|
|