Ф  А  -  Д  И  Е  С Ф  А  -  Д  И  Е  С
Г  Л  А  В  Н  А  Я
Г  И  Т  А  Р  А
В  Е  Л  И  К  И  Е
Т  Е  О  Р  И  Я
П  Р  А  К  Т  И  К  А
О    З  В  У  К  Е
А  К  К  О  Р  Д  Ы
Ф  О  Р  У  М

ТЕМА 3. Соединение основных трезвучий.


1. Предварительные сведения



Последовательно связанные аккорды образуют аккордовое СОЕДИНЕНИЕ.

Аккорды соединяются по определённым принципам и правилам. Самое главное в движении аккордов – ГОЛОСОВЕДЕНИЕ, т.е. совместное движение голосов.



2. Ведение отдельных голосов



Движение любого отдельного голоса может быть ПЛАВНЫМ и СКОЧКООБРАЗНЫМ.

ПЛАВНОЕ движение – это движение на интервалы ПРИМЫ ( на месте ), СЕКУНДЫ ( поступенно ) и ТЕРЦИИ. Такое движение преобладает в классической гармонии.

СКАЧКООБРАЗНЫМ называют движения голоса на интервалы – КВАРТЫ, КВИНТЫ, СЕКСТЫ и более.

В начале изучения лучше не допускать широких скачков в голосах. Исключением является лишь бас, ему свойственны скачки на кварту и квинту, получающиеся от основных звуков T – D и T – S.



3. Совместное движение голосов



Совместное движение голосов бывает трёх видов – ПРЯМОЕ, ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ и КОСТВЕННОЕ.

ПРЯМЫМ называют движение голосов в одном направлении – вверх или вниз.

Прямое движение голосов

Одна из разновидностей прямого движения – ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ, при котором интервал между обоими голосами при движении остаётся неизменным ( например параллельные терции, сексты и т.д. )

ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ называется расходящееся или сходящееся движение двух голосов.

Противоположное движение голосов

КОСТВЕННОЕ движение – это движение восходящее или нисходящее только от одного голоса. Другой при этом стоит на месте.

Коственное движение голосов

В подавляющем большинстве правильных соединений аккордов образуется взаимное уравновешивание прямого, противоположного и косвенного движений, выполняемых одновременно в отдельных голосах.



4. Соотношение аккордов. Общие звуки



СООТНОШЕНИЕМ АККОРДОВ называют интервал ( расстояние ), между их основными звуками. Выделяют СЕКУНДОВОЕ, ТЕРЦОВОЕ и КВАРТОВО-КВИНТОВОЕ.

При квартово-квинтовом соотношении у трезвучий имеется один общий звук.

Кварто-квинтовое соотношение

При терцовом соотношении между трезвучиями имеется два общих звука.

Терцовое соотношение

При секундовом соотношении общие звуки отсутствуют.

Секундовое соотношение

5. Способы соединения трезвучии



Аккорды могут сое

диняться ГАРМОНИЧЕСКИ и МЕЛОДИЧЕСКИ. ГАРМОНИЧЕСКИМ называется такое соединение такое соединение аккордов, при котором их ОБЩИЙ ЗВУК ОСТАЁТСЯ НА МЕСТЕ в том же голосе.

Техника гармонического соединения трезвучий кварто-квинтового соотношения следующая: после построения первого аккорда, строим бас второго аккорда, а общий звук оставляем на месте. Остальные два голоса ведутся плавно при соединении T – S вверх, от T – D вниз ( от S – T соответственно вниз, D – T вверх ).

В результате получается правильно расположенный аккорд, с удвоением основного звука. При этом второй аккорд располагается так же, как и первый, то есть тоже тесно или тоже широко.

МЕЛОДИЧЕЧКИМ называется соединение аккордов, при котором НИ ОДИН ИЗ ГОЛОСОВ НЕ ОСТАЁТСЯ НА МЕСТЕ, даже если есть общий звук.

Техника гармонического соединения трезвучий кварто-квинтового соотношения следующая: бас идёт на интервал не шире кварты. А при соединении S – D на секунду. Остальные три голоса ведутся в ПРОТИВОПОЛОЖНУЮ сторону от баса в ближайшие звуки второго аккорда. Расположение также как и в гармоническом соединении не меняется.




Назад...


Главная     Гитара     Великие     Теория     Практика     О звуке     Ноты     Форум    
Hosted by uCoz